Рустам Минниханов: «Сохранение сети региональных и местных дорог должно стать нашим главным приоритетом»

8 октября 2014 г., среда

Комплекс мер по сохранению и развитию сети автомобильных дорог регионального и муниципального значения был предложен сегодня на заседании Президиума Государственного Совета РФ «О совершенствовании сети автомобильных дорог в целях комплексного освоения и развития территорий Российской Федерации», которое провел в Новосибирске Президент Российской Федерации Владимир Путин. С основным докладом выступил на заседании руководитель рабочей группы Государственного Совета - Президент Татарстана Рустам Минниханов.

Как сообщил в своем докладе Р.Минниханов, на сегодняшний день дорожная сеть общего пользования в России имеет общую протяженность 1,4 млн км, в том числе 51 тыс. км - дороги федерального значения, 503 тыс. км – регионального и 842 тыс. км – дороги местного значения.

Из всей протяженности сети региональных и местных дорог 29% не имеют твердого покрытия - это 411 тыс. км. Не отвечают нормативным требованиям 53% федеральных дорог и 63% региональных. В еще более худшем состоянии находится муниципальная сеть, это в основном грунтовые дороги. Кроме того, есть неучтенные, бесхозные дороги.

При этом, как отметил Президент Татарстана, ежегодно парк автомобилей в России увеличивается на 6% - около 3 млн единиц, в то же время объем вводимых автомобильных дорог остается на одном уровне и составляет около 2200 км.

Рустам Минниханов подчеркнул, что, благодаря личной поддержке Президента РФ, финансирование федеральных дорог с 2007 года увеличилось в 5 раз и впервые в истории современной России составило 100% от потребности по их содержанию (225 млрд руб.). Доля федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, выросла с 36 до 47%. «В этих условиях выполнение задачи удвоения объемов строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог не вызывает сомнений», - уверен Р.Минниханов.

В то же время, по его словам, сегодня существует огромный разрыв между федеральными и региональными дорогами, прежде всего, в части их финансирования. Так, федеральный норматив на содержание и ремонт дорог четвертой категории, которых в субъектах РФ более 60%, составляет 1,3 млн руб. за километр в год. Фактические же затраты в регионах не превышают 200 тыс. руб. Такая ситуация приводит к ухудшению состояния дорог.

«В этой связи приоритетом в нашей работе должно стать сохранение существующей региональной и муниципальной сети дорог. Это наша главная задача», - считает Президент Татарстана.

В соответствии с поручением Президента России, до 2022 года необходимо удвоить темпы дорожного строительства и довести его объемы до 42 тыс. км в год. Одновременно, как сообщил Р.Минниханов, по предварительным оценкам российскими регионами планируется ввести лишь около 30 тыс. км дорог. Для выполнения поставленной задачи по удвоению объемов строительства субъектам дополнительно потребуется 100 млрд руб. ежегодно. «Таких средств в бюджетах регионов на сегодняшний день нет», - констатировал Президент РТ.

Рустам Минниханов предложил для решения проблемы направить в региональные дорожные фонды средства, полученные от взимания платы за проезд по федеральным дорогам транспорта массой свыше 12 тонн - эта норма начнет работать с осени следующего года. А в дальнейшем следует рассмотреть вопрос взимания платы со всех грузовых транспортных средств.

Также Президент Татарстана от имени рабочей группы предложил увеличить акциз на все виды горюче-смазочных материалов на 1 рубль и направить эти средства на дороги местного значения. «В любом случае других источников пока не видно», - сказал Р.Минниханов.

Президент РТ напомнил, что согласно закону в настоящее время необходимо создавать дорожные фонды на уровне каждого поселения, где чаще всего нет специализированных дорожных служб. «Для эффективного использования средств, предлагаем внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и укрупнить дорожные фонды до уровня муниципальных районов и городских округов», - заявил Рустам Минниханов.


Он отметил, что сегодня остро стоит вопрос оптимизации стоимости строительства и реконструкции дорог. Для этого, по словам Рустама Минниханова, необходимо внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты.

Так, Президент РТ сообщил, что в Татарстане разработан региональный стандарт «Проектирование сельских дорог», рассчитанный на дороги с интенсивностью менее ста автомобилей в сутки ниже пятой технической категории с облегченным типом покрытия с максимальным использованием местных строительных материалов. Стандарт предусматривает также изменение ширины проезжей части - с 6 до 4,5 м с разъездными карманами, использование двух видов покрытий – облегченного асфальтобетона и щебня. Все это позволяет значительно снизить стоимость строительства дорог. Вместо 16,5 млн руб. один километр такой дороги, по словам Рустама Минниханова, будет стоить в случае асфальтобетонного покрытия - 9,5 млн руб., а при использовании щебня – 4,5 млн руб. «Если в день проходит меньше ста машин, то строить сложные дороги нет никакой необходимости», - уверен Р.Минниханов.

«Для решения социальной задачи по соединению сельских населенных пунктов дорогами с твердым покрытием, считаем целесообразным разработать подобные стандарты в каждом регионе, - заявил Президент Татарстана. - Данные подходы уже одобрены Минтрансом России и требуют согласования с Госавтоинспекцией. Это, в том числе, позволит решить проблему подвоза детей к сельским школам».

Он также отметил, что по статистике с 2011 года на таких дорогах в Татарстане не произошло ни одного ДТП.

Кроме того, по слова Президента Татарстана, необходимо решить задачу перевода существующих грунтовых дорог в категорию дорог с твердым покрытием. Этому могли бы способствовать разработанные типовые конструкции с учетом особенностей каждого региона. На сегодняшний день данная работа классифицируется как реконструкция и влечет за собой длительную процедуру согласований.

По данным, приведенным Рустамом Миннихановым, в масштабе России для соединения 46 тысяч населенных пунктов необходимо построить 235 тыс. км дорог. Для этого потребуется 3,9 трлн руб.

При использовании же щебеночных покрытий данная сумма будет в три раза меньше.

«Таким образом, мы могли бы решить задачу по удвоению объемов строительства», - уверен Президент РТ.

Особое внимание, по его словам, необходимо уделять качеству материалов дорожного строительства, ключевым из которых является битум. «Для увеличения срока службы дорог и повышения эффективности инвестиций, необходимо предусмотреть ряд мероприятий, направленных на создание в стране современных битумных производств, как за счет строительства новых заводов, так и модернизации существующих», - считает Р.Минниханов.

Он отметил, что при строительстве региональных дорог существует еще одна проблема – государственная экспертиза не принимает проекты, разработанные по местным стандартам. Для решения этой проблемы предлагается закрепить право выбора экспертизы за заказчиком-застройщиком и разрешить использование местных стандартов для строительства сельских дорог по федеральной целевой программе. «Мы не говорим о сложных конструкциях дорог - мы говорим о сельских дорогах», - подчеркнул Президент Татарстана.


В своем докладе Рустам Минниханов также коснулся вопросов качественных проектных решений, изъятия земель под дорожные строительство, разработки участков для карьеров и грунтовых резервов. Для привлечения инвестиций в рамках государственно-частного партнерства Президент Татарстана предложил предусмотреть субсидии из федерального дорожного фонда в размере 30% от затрат на строительство для концессий.

Рустам Минниханов предложил распространить на региональные дороги вступающую с ноября следующего года норму по взиманию платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн, движущихся по дорогам федерального значения. «Если мы примем такое решение только в отношении федеральных дорог, то весь транспорт пойдет по региональным дорогам, и это будет катастрофа», - уверен Р.Минниханов. 

Особое внимание, по мнению Президента РТ, следует уделить весовому контролю. Рустам Минниханов предложил организовать оптимальную сеть постов - с современным оборудованием и площадками для задержания транспортных средств, а также распространить на весовой контроль практику автоматической фиксации нарушений, применяемую Госавтоинспекцией.

Отметив, что более половины грузоперевозок в России сегодня осуществляется автомобилями, Рустам Минниханов заявил о необходимости принять действенные меры по перераспределению грузопотоков, прежде всего, на железную дорогу.

В завершение своего выступления Рустам Минниханов обратился к Владимиру Путину с просьбой определить пилотные регионы для отработки высказанных сегодня предложений.


Пресс-служба Президента РТ. Михаил Миронов
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International