История

Историческая справка о становлении системы Государственного строительного надзора в Республике Татарстан

 Этап 2001 – 2004 годы 

  До 2001 года единой системы контроля качества строительно-монтажных работ и производства строительных материалов в Республике не существовало, объекты жилищно-гражданского и промышленного строительства формально контролировали разрозненные Инспекции архитектурно-строительного контроля, строительство велось по проектам, не прошедшим государственную экспертизу. Все это закономерно привело к ухудшению качества строительства в целом. 

В 2001 году Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 сентября 2001 года №688 «О государственном архитектурно-строительном надзоре Республики Татарстан» была создана Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора Республики Татарстан Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в целях совершенствования организационно-правовой структуры органов государственного архитектурно-строительного надзора, усиления надзора за качеством строительства зданий и сооружений, обеспечения прочности, эксплуатационной надежности зданий и сооружений. 

Этап 2004 – 2008 годы 

 Градостроительный кодекс РФ введенный в действие 29 декабря 2004 года Федеральным законом 190-ФЗ впервые определил понятие «Государственный строительный надзор», установил предмет деятельности, определил органы, уполномоченные на его осуществление и возложил на них ответственность по обеспечению безопасности, долговечности и надежности возводимых зданий и сооружений, к данным органам Кодекс отнес специализированные органы исполнительной власти субъектов РФ и (по отдельным категориям объектов) Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и ее территориальные управления. При этом к ведению Ростехнадзора отнесены особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, например, строения с высотой превышающей 100 метров, объекты использования атомной энергии, объекты авиационной инфраструктуры и инфраструктуры железнодорожного транспорта, метрополитены и т.п. 

За принятием Градостроительного кодекса РФ последовала значительная работа по созданию нормативно-правовой основы деятельности системы Государственного строительного надзора: Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» определен порядок осуществления государственного строительного надзора, разработаны ряд Руководящих Документов детализирующие некоторые административные процедуры ведения государственного строительного надзора. 

Работа в этом направлении велась и на региональном уровне. Так, 28 ноября 2006 года вышел Указ Президента Республики Татарстан № УП-505 «Об Инспекции Государственного строительного надзора Республики Татарстан», согласно которому Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан преобразовалась в предусмотренный Градостроительным кодексом РФ самостоятельный орган исполнительной власти Республики Татарстан – Инспекцию государственного строительного надзора Республики Татарстан. Во исполнение данного Указа было разработано Положение об Инспекции, утвержденное Постановлением Кабинета Министров РТ от 12 ноября 2007 г. № 622 «Вопросы Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан». С этого момента Инспекция осуществляет свою деятельность в новом статусе. В частности на объекты, поднадзорные Инспекции по критериям Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления могут выдавать разрешения на ввод в эксплуатацию только при наличии выдаваемого Инспекцией заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации. 

В 2007 году продолжилось становление системы Государственного строительного надзора. Так в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. №232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», с 1 января 2007 года в Государственный строительный надзор включены другие виды государственного надзора и контроля, осуществляемые при строительстве: Пожарный надзор, Санитарно-эпидемиологический надзор, Экологический контроль, контроль за соблюдением требований охраны труда и техники безопасности. Кроме того, данный закон отнес к поднадзорным объектам строительство автодорог, за исключением автодорог федерального значения, гидротехнические сооружения III и IV классов, а также объекты электросетевого хозяйства мощностью до 330 киловольт. 

Вместе с тем, как уже было сказано, согласно Градостроительному кодексу государственный строительный надзор на территории Республики Татарстан осуществляют два уполномоченных государственных органа: Управление Ростехнадзора (надзирает за объектами указанными в п. 5.1 статьи 6 Градостроительного Кодекса Российской Федерации) и Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан, которая осуществляет надзор за объектами капитального строительства: здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами. 

Этап 2008 – 2010 годы 

С 1 января 2008 года согласно Федеральному закону №324-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к поднадзорным объектам отнесены опасные производственные объекты: тепловые электростанции мощностью до 150 мегаватт; газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный природный газ под давлением 1,6 мегапаскаля включительно; объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. 

Однако Инспекция оперативно адаптировалась к данным изменениям: выработаны механизмы осуществления новых полномочий, созданы специализированные подразделения, постоянно расширяется материально-техническая база, например, для надзора за качеством дорожного строительства создана специализированная передвижная лаборатория. 

Наконец, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. №66-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан государственными полномочиями Республики Татарстан по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» на Инспекцию возложены функции по контролю за исполнением органами местного самоуправления полномочий по контролю в области долевого строительства многоквартирных жилых домов. Для исполнения данной функции также создано специализированное подразделение Инспекции. 

В ноябре 2009 года принят Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», согласно которым в предмет государственного строительного надзора также включена проверка соответствия объектов капитального строительства требованиям энергоэффективности. Эти требования распространяются на объекты проектная документация которых утверждена после вступления закона «Об энергосбережении» в силу, т. е. с 27 ноября 2009 года. Кроме того, Инспекция должна определять класс энергоэффективности многоквартирных жилых домов, построенных по проектной документации, утвержденной после 27 ноября 2009 года. Инспекция готова к выполнению и этой задачи – для проведения испытаний энергоэффективности приобретено специальное оборудование – тепловизоры. Проведено обучение специалистов. 

К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который в свою очередь ограничивает посещение объектов органами государственного строительного надзора и требует дополнительных согласований с органами прокуратуры по организации Инспекцией внеплановых проверок, в том числе и объектов не подпадающих под осуществление государственного строительного надзора в соответствии с ГрК РФ объектах. 

Этап 2011 – 2013 годы 

В статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения и дополнения:

Наконец, последнее нововведение в сфере государственного строительного надзора – сужение его сферы. Все это время надзор осуществлялся не только при строительстве, но и при реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 243-ФЗ капитальный ремонт выведен из сферы государственного надзора, таким образом, государственный строительный надзор теперь осуществляется только при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. 

Исполняя возложенные на нее полномочия, Инспекция содействует развитию строительного комплекса республики: анализ результатов деятельности показывает, что количество выявляемых нарушений снижается, качество строительства возрастает. 

Тем не менее, слабость внутрипроизводственного контроля, постоянное совершенствование строительных технологий, повышение технической сложности строящихся зданий повышает нагрузку на государственный строительный надзор. В данных условиях, с тем чтобы с одной стороны не допустить снижение качества строительства, ввод объектов, не отвечающих требованиям безопасности и надежности, а с другой стороны предотвратить снижение показателей эффективности строительного сектора, в связи с финансовыми и временными затратами по устранению нарушений очевидна необходимость проведения Инспекцией дополнительных мероприятий в процессе осуществления государственного строительного надзора. 

В первую очередь речь идет о проведении инструментальных обмерных работ, как способе выявлять допускаемые нарушения на ранней стадии. Обращаю ваше внимание: указанные нарушения связаны именно с отклонением от заданных нормативами и проектом параметрами конструкций – для эффективного выявления подобных нарушений и необходимо проведение обмерных работ с использованием соответствующего оборудования. 

Инструментальные обмерные работы в составе, предусмотренном Сводом правил по проектированию и строительству СП-13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» позволят участникам строительства сократить финансовые и временные расходы по устранению нарушений, так как нарушение, выявленное на ранней стадии гораздо проще устранить. 

В зависимости от выявленных в процессе проведения проверок и результатов инструментальных обмерных работ нарушений технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации должностными лицами Инспекции могут быть назначены дополнительные экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания, такие экспертизы проводятся как собственными силами Инспекции, так и в случае необходимости с привлечением специализированных экспертных организаций. 

Именно для усиления системы государственного строительного надзора были внесены изменения в Постановление Кабинета Министров РТ № 622 «Вопросы государственного строительного надзора в Республики Татарстан», которое поручает Инспекции проведение дополнительных мероприятий, при этом для возмещения расходов на их проведение предусматривается взимание платы из средств Заказчика (Застройщика). 

Разработана Инструкция, которая определяет порядок по организации и проведению экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний. 

Наконец, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 августа 2011 г. № 675 «Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг» услуга Инспекции по проведению экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний включена в данный Перечень. Федеральным законом от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ часть 1 статьи 49 настоящего кодекса изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 апреля 2012 г. 

Ч. 1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.  Федеральным законом от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ статья 49 настоящего Кодекса дополнена частью 4.3., вступившей в силу с 1 апреля 2012 года. 

Ч. 4.3. Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 Градостроительного Кодекса РФ. Федеральным законом от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 апреля 2012 года в статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс): 

Статья 49 дополнена частью 3.4, согласно которой проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе. 

Согласно этой же статьи, экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования. 

В соответствии с частью 7 статьи 51 Кодекса одним из документов, представляемых для получения разрешения на строительство - положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса. 

В п. 1 ч. 1 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, согласно которым Инспекция осуществляет государственный строительный надзор при: 

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; 

2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса. 

Таким образом, региональному государственному строительному надзору подлежат объекты, предусмотренные частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса. 

Отдельно необходимо упомянуть серьезный вклад, который Инспекция внесла и продолжает вносить в реализацию таких социально-значимых для республики проектов как: 

- Строительство объектов в рамках подготовки всемирной летней Универсиады 2013 года; 

- «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов» в городе Нижнекамске»; 

- «Социальная ипотека»; 

 - «Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны»; 

 - «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда»; 

 - «Строительства культурных и многофункциональных центров»; 

 - «Капитального ремонта общеобразовательных школ Республики Татарстан на 2012 год»; 

- «Сохранение объектов культурного наследия народов Республики Татарстан»; 

- «Объектами дорожного строительства»; 

- «Дорожные объекты паритетного финансирования»; 

- строительство детских дошкольных учреждений по республиканской программе «БЭЛЭКЭЧ»; 

- «Строительство и капитальный ремонт фельдшерско-акушерских пунктов»; 

- «Модернизация объектов здравоохранения».

Этап 2014 – 2018 годы

  Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. № 339-ФЗ внесены изменения в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации «О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон № 339-ФЗ внесен Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов и направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в градостроительной деятельности в части, касающейся создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

Федеральным законом № 339-ФЗ устанавливается, что с 1 января 2016 года в состав проектной документации объектов капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) включается перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда.

Предусматривается также, что названный перечень мероприятий должен прилагаться к заявлению о выдаче разрешения на строительство указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации этих объектов не проводилась в соответствии со статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 402-ФЗ внесены изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которым уточняются нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающиеся проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

 В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ, с 1 января 2016 года в случае, если строительство или реконструкция объектов, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проектная документация данных объектов подлежит государственной экспертизе.

Федеральный закон вступил в законную силу с 1 января 2016 года.

В случае, если разрешение на строительство в отношении таких объектов было выдано до дня вступления силу настоящего Федерального закона, государственный строительный надзор при строительстве или реконструкции таких объектов не осуществляется.

Таким образом, при строительстве или реконструкции вышеуказанных объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется по республиканским или федеральным программам, необходимо проведение экспертизы проектной документации и своевременное направление извещения о начале строительства в Инспекцию в установленном законодательством порядке.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректированы требования к выполнению работ по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, строительного подряда. Государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, а также юридическим лицам с долей участия государства (муниципалитета) более 50% не требуется быть членами саморегулируемых организаций (далее – СРО) при выполнении таких работ для органов власти и организаций госсектора.

Также без членства в СРО можно выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 млн руб.

Не требуется вступление в СРО физическим лицам, занимающимся строительством (капремонтом) индивидуального жилого дома, а также лицам, строящим гаражи, вспомогательные сооружения, киоски и т.п.

Изменены условия и порядок приобретения статуса СРО. Скорректированы правила формирования компенсационного фонда возмещения вреда. Дополнительно предусматривается формирование в ряде случаев компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Регламентированы правила размещения средств указанных фондов в банках.

Установлены новые требования к разработке СРО стандартов и внутренних документов.

Вводятся требования к специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Предусмотрено введение национальных реестров таких специалистов.

Усовершенствованы порядок приема в члены СРО и правила осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов.

Вводится административная ответственность за нарушение СРО порядка предоставления документов и сведений для ведения государственного реестра СРО, а также за нарушение законодательства о хранении документов.

Кроме того, в перечень особо опасных и технически сложных объектов включены подвесные канатные дороги, что позволит обеспечить надзор за ними на протяжении всего их жизненного цикла.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 г., кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 368-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Законом усовершенствован порядок проектирования объектов капитального строительства. Так же, все поправки связаны с новым порядком проверки, экспертизы и утверждения проектной документации объектов капитального строительства.

В статье 6 Градостроительного кодекса РФ появились два новых пункта, регулирующих полномочия органов государственной власти Российской Федерации при установлении критериев экономической эффективности проектной документации повторного использования, а также при признании проектной документации повторного использования экономически эффективной.

Понятие проектной документации повторного использования и модифицированной проектной документации раскрыто в новой статье 48.2 Градостроительного кодекса:

1.      Модифицированной проектной документацией признается проектная документация, в которую после получения положительного заключения экспертизы проектной документации внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства, а также не приводящие к увеличению сметы;

2.      Проектной документацией повторного использования признается проектная документация объекта капитального строительства, которая получила положительное заключение экспертизы проектной документации и может быть использована при подготовке проектной документации для строительства аналогичного по назначению и проектной мощности объекта капитального строительства.

Подтверждением того, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, является заключение органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения. В случае модификации такой проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или обеспечивается юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 48.2 ГрК РФ, указанное заключение также подтверждает, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не приводят к увеличению сметы на их строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах.

При проведении экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, оцениваются лишь те разделы проектной документации, в которые вносились изменения.

В случае, если в проектной документации имеются изменения, затрагивающие конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства и (или) приводящие к увеличению сметы на его строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах, организация, проводившая экспертизу проектной документации такого объекта капитального строительства, отказывают в выдаче заключения. В этом случае проектная документация, в которую внесены изменения, подлежит экспертизе.

Статьей 60 ГрК РФ предусмотрено, что возмещать вред в порядке регресса, причиненный вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, в числе прочих должна организация, которая выдала заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, при наличии в модифицированной проектной документации изменений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.

Кроме того, статьей 50.1 ГрК РФ определено понятие единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства, порядок его ведения и правила формирования.

В случае, если разрешение на строительство объекта капитального строительства выдано на основании проектной документации объекта капитального строительства, получившей положительное заключение экспертизы и применяемой повторно, или ее модификации, в отношении которых не проводилась экспертиза проектной документации в соответствии с частью 3 статьи 49 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 386-ФЗ), проведение экспертизы указанных проектной документации или ее модификации, а также получение иных заключений, предусмотренных ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 386-ФЗ) не требуется. При строительстве объектов капитального строительства, в отношении которых разработана указанная проектная документация или ее модификация и выдано разрешение на строительство, осуществляется государственный строительный надзор

Федеральными законами от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие изменения в Градостроительный кодекс РФ.

Уточнены понятия «объект капитального строительства» и введены понятия «некапитальное строение», «снос объекта капитального строительства», «объект индивидуального жилищного строительства» (статья 1 Градостроительного кодекса РФ);

Уточнены и дополнены положения об условиях и порядке признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, органам власти предоставляется право на безвозмездное использование такой проектной документации: установлены условия признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования.

Федеральным законом № 342-ФЗ исключены части 3.5-3.7 статьи 49 ГрК РФ, в соответствии с которыми при внесении изменений в проектную документацию устанавливалась необходимость её направления в орган исполнительной власти или организацию, проводившие экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения, для выдачи заключения подтверждающего, что изменения, внесенные в проектную документацию не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства либо для отказа в выдаче такого заключения и указания на необходимость направления на повторную экспертизу.

Упразднен институт модифицированной проектной документации: положения Градостроительного кодекса РФ, регламентирующие основания и порядок признания проектной документации модифицированной проектной документацией, признаны утратившими силу;

Уточнены основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство:

- наличие информации о факте отсутствия начатых работ на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, связанных с продлением срока действия разрешения на строительство;

- подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Введена новая глава, регулирующая порядок сноса объектов капитального строительства, а также особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями;

Введены положения о членстве лиц, осуществляющих снос объектов капитального строительства в СРО в области строительства;

Скорректирован перечень объектов, в отношении которых проводится обязательная государственная экспертиза (часть 3.4 статьи 49 ГрК РФ). Так, государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства. 

Внесены дополнения, устанавливающие случаи, при которых проведение экспертизы проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным.

В соответствии с частью 2.2 статьи 49 ГрК РФ в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 указанной статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.

Введено положение о том, что для строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не требуется получение разрешения на строительство.

Введен уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов.

Скорректирован предмет государственного строительного надзора – исключена проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов. 

Расширены полномочия органа государственного строительного надзора: предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в отношении объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе, в форме выездной проверки на предмет нарушений требований, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных ГрК РФ, другими федеральными законами. 

Федеральным законом № 340-ФЗ статья 54 ГрК РФ дополнена частью 1.1, в соответствии с которой на органы государственного строительного надзора возложены дополнительные функции по осуществлению государственного строительного надзора объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ.

Частью 8 статьи 54 ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 340-ФЗ) предусмотрено, что Порядок осуществления государственного строительного надзора, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении государственного строительного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также Федеральным законом № 340-ФЗ статья 54 ГрК РФ дополнена частью 62, согласно которой орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки объектов, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 5532 ГрК РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В настоящее время отсутствуют соответствующие подзаконные нормативные акты, необходимые для реализации указанных норм федерального закона.

Этап 2019 – 2021 годы

Принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступил в силу с 01 июля 2021 года.

Приоритетом при выполнении муниципального и государственного контроля (надзора) относительно контрольно-надзорных мероприятий выступает осуществление профилактических мер, связанных с сокращением риска причинения вреда (ущерба). Проведение государственного контроля необходимо только при недостаточности либо неэффективности форм реализации обязательных требований.

В основе нового подхода регулирования контрольно-надзорной деятельности – достижение целей с использованием более мягких и менее затратных методов, которые не предполагают прямого взаимодействия с контролируемым субъектом. Это значит, что проверки перестают быть главным инструментом контроля.

Основное направление в деятельности Инспекции ГСН РТ в эти годы – надзор за соблюдением требований градостроительного законодательства, обязательных норм и правил, регулирующих строительную деятельность в области обеспечения эксплуатационной надёжности возводимых зданий и сооружений, при этом, особое внимание уделяется социально-значимым объектам, строящимся по приоритетным национальным проектам, объектам массового посещения людей, объектам финансирование которых осуществляется из средств республиканского бюджета.

Выбор инспектором того или иного контрольно-надзорного мероприятия должен быть соразмерен ущербу, который нанесен (может быть нанесен) ценностям, охраняемым законодательством. Самые затратные и серьезные по процедуре мероприятия необходимо согласовывать с прокуратурой.

Выездная проверка может быть организована только в случае отсутствия иной возможности подтвердить полноту и достоверность данных, которые есть в распоряжении контрольно-надзорного органа.

Закон уходит от количественных факторов в оценке деятельности контрольно-надзорных органов (число проверок, размер выписанных штрафов, количество выявленных нарушений) к иному показателю их эффективности – уровню сокращения вреда ценностям, охраняемым законом, и исключения риска его причинения.

Законом вводится понятие контрольно-надзорное производство. Оно предполагает процессуальное обоснование действий инспектора и осуществление КНД только после открытия контрольно-надзорного производства. В документе приводится исчерпывающий перечень подобных оснований.

Положения о видах регионального государственного контроля надзора подлежат утверждению до 1 января 2022 года.

Во исполнение Плана мероприятий («дорожная карта») по внедрению в Республике Татарстан целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.02.2017 №121, а также протокола Заседания межведомственной рабочей группы от 16 мая 2017 года по реализации мероприятий («дорожной карты») по внедрению в Республике Татарстан целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», продолжается работа по исполнению мероприятий при осуществлении контрольно-надзорной деятельности Инспекции.

В соответствии с п. 2 плана мероприятий Инспекцией продолжается работа по обеспечению организации системы учёта подконтрольных субъектов (объектов), результатов мероприятий по двум приоритетным направлениям: по осуществлению регионального государственного строительного надзора и государственного контроля (надзора) в области долевого строительства посредством использования информационной системы по автоматизации процесса контроля и надзора, осуществляемого Инспекцией государственного строительного надзора Республики Татарстан (ИАС Стройнадзор РТ), ФГИС ЕРП, в личном кабинете Единой информационной системы жилищного строительства «наш.дом.рф».

Совместно с Министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан и разработчиками продолжается работа по доработке ИАС Стройнадзор РТ. В 2020 году ставится задача реализовать возможность интеграции с Федеральной государственной информационной системой «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП) в части интеграции результатов проверок.

В 2021 году перед руководителями территориальных органов Инспекции ГСН РТ поставлены следующие задачи:

- проводить анализ осуществления надзорной (контрольной) деятельности своего структурного подразделения;

- усилить эффективность работы по профилактике нарушений;

- усилить эффективность работы по своевременному устранение выявленных нарушений;

- рассматривать на семинарах-совещаниях, заседаниях вопросы о мерах по повышению эффективности и результативности деятельности;

- при внесении должностным лицам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям актов реагирования (акты, предписания об устранении нарушений) на нарушение требований, установленных действующим законодательством, направлять с соблюдением требований законодательства копии этих актов застройщикам/техническим заказчикам, в отраслевые министерства и ведомства, а также главам муниципальных районов и городских округов, на территории которых дислоцированы органы или организации, допустившие нарушения законодательства;

- усилить контроль за использованием инспекторским составом ИАС Стройнадзор РТ в процессе осуществления государственного строительного надзора;

- обеспечить работу инспекторского состава в Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок»;

- обеспечить контроль за эффективностью работы инспекторского состава в Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок»;

- во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» обеспечить работу инспекторского состава в личном кабинете Единой информационной системы жилищного строительства «наш. дом.рф»;

- обеспечить контроль за эффективностью работы инспекторского состава в личном кабинете Единой информационной системы жилищного строительства «наш. дом.рф».

Отделу по контролю за долевым строительством:

- в период масштабного реформирования отрасли жилищного строительства усилить контроль за надлежащим осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, вопрос перехода застройщиков на проектное финансирование с использованием счетов эскроу держать на особом контроле;

- в целях обеспечения исполнения на территории Республики Татарстан требований действующего законодательства продолжить работу по мониторингу законодательства об осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов. В случае внесения изменений в законодательство, обеспечить разработку в установленные законодательством сроки нормативно-правовых актов по направлению деятельности отдела по контролю за долевым строительством, а также доводить указанную информацию до органов местного самоуправления Республики Татарстан;

- продолжить работу по осуществлению контроля по внесению органами местного самоуправления информации в Единую информационную систему жилищного строительства, направлению уведомлений в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о несоответствии застройщика требованиям Федерального закона № 214-ФЗ, а также по взаимодействию контролирующих органов,  Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» и застройщиков в Единой информационной системе жилищного строительства;

- в целях соблюдения органами местного самоуправления полномочий по размещению предусмотренную законодательством информации, а также осуществления контроля за размещаемой застройщиками информации в Единой информационной системе жилищного строительства необходимо в 2021 году продолжить мониторинг реализации органами местного самоуправления контрольно-надзорных полномочий путем взаимодействия в Единой информационной системе жилищного строительства «наш.дом.рф»;

- в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» продолжить работу по внесению в 2021 году в ФГИС «Единый реестр проверок» предусмотренной законодательством информации о проводимых Инспекцией проверках органов местного самоуправления Республики Татарстан;

- в целях информирования застройщиков, а также предупреждения нарушения ими обязательных требований продолжить работу по размещению на официальном сайте Инспекции, а также на интернет-ресурсе «Проверенный бизнес» (provbiz.ru) информации по вопросам изменений законодательства о долевом строительстве.

Кроме того, необходимо:

- усилить контроль за соблюдением требований охраны труда и техники безопасности в строительстве;

- взять под особый контроль организации, допустившие в 2020-2021 годах несчастные случаи, аварийные ситуации, системные нарушения требований охраны труда в строительстве на поднадзорных Инспекции объектах.

- повышать квалификацию инспекторов в области теплотехники, новых технологий, строительных материалов и изделий;

- в целях предупреждения нарушений продолжить работу по проведению дополнительных мероприятий (инструментальных обмеров, экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний).

Этап 2022 год – по настоящее время

Согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336, в 2022 году проверки по обращениям граждан и по исполнению предписаний могут проводиться только при непосредственной угрозе причинения жизни, здоровью людей, при условии согласования с органами прокуратуры.

 Не позднее чем за 24 часа до начала проверки начальником (заместителем начальника) Инспекции выносится решение о проведение проверки, сведения о проверке вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, решение о проведении проверки направляется (вручается) контролируемому лицу.

Максимальный срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней. По окончании проверки составляется акт, а в случае, если по её результатам выявлены нарушения обязательных требований, также предписание об устранении нарушений. Кроме того, лица допустившие нарушения, привлекаются к административной ответственности.

Правительством РФ также установлены ограничения на выдачу предписаний в 2022 году, а именно, предписания выдаются исключительно в случаях, если выявленные нарушения влекут непосредственную угрозу жизни, здоровью людей.

При осуществлении государственного строительного надзора особое внимание уделяется работе по предупреждению и профилактике нарушений обязательных требований.

Инспекцией осуществляются следующие виды профилактических мероприятий:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

Указанные мероприятия направлены на снижение количества проводимых Инспекцией проверок, а также уменьшение количества нарушений обязательных требований, допускаемых участниками строительства.

После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства Инспекцией, в соответствии с программой проверок, проводится итоговая выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.

Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии направляются застройщику или техническому заказчику в течение 5 рабочих дней со дня завершения итоговой проверки.

С момента выдачи заключения о соответствии государственная функция по осуществлению регионального государственного строительного надзора завершается.

В 2022 году общее количество учтённых объектов контроля по Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан составило 1040. Из них количество объектов, поднадзорных по критериям части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, – 1002.

На основании Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» было проведено:

- контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ) с взаимодействием с контролируемым лицом – 3082;

- контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ) без взаимодействия с контролируемым лицом – 26;

- профилактических мероприятий – 738.

Количество выданных предписаний за 2022 год составило 74. Пунктом 7.1 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного строительного контроля (надзора), муниципального контроля» установлены исключительные условия для выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений.

Должностными лицами Инспекции было составлено 1043 протокола об административных правонарушениях. Из них – 753 протокола по статье 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов), 236 протоколов по статье 9.5 КоАП РФ (за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию).

По факту выявленных в 2022 году нарушений Инспекцией вынесено 1000 постановлений на общую сумму 28928,5 тыс. рублей. Количество вынесенных предупреждений – 532.

Количество выданных заключений о соответствии объекта капитального строительства требованиям проектной документации (ЗОС) – 380, из них по объектам жилищного строительства – 171.

Одним из основных нововведений в законодательстве является цифровизация контрольно-надзорной деятельности, которая предусматривает полное взаимодействие надзорных органов с контролируемыми лицами в электронной форме, в том числе оформление всех документов, обмен информацией о совершаемых действиях и принимаемых решениях.

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» переход в цифровой формат должен произойти до 31 декабря 2023 года.

Однако, согласно Плану мероприятий от 12 ноября 2021 года, утверждённому Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным, государственный строительный надзор в электронной форме должен осуществляться уже с января 2023 года.

Во исполнение указанных требований, при поддержке руководства республики, Инспекцией совместно с Минстроем РТ, Минцифрой РТ осуществляется разработка подсистемы ведения государственного строительного надзора в структуре государственной информационной системы «Строительный комплекс Республики Татарстан», которая позволит полностью автоматизировать процедуру оформления всех документов, а также осуществлять взаимодействие Инспекции с контролируемыми лицами и органами публичной власти в электронном виде.

Инспекцией ГСН РТ ведётся работа в государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (ГИС «ТОР КНД»).

Последнее обновление: 3 апреля 2023 г., 13:32

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International